В настоящее время действуют 3 основных федеральных закона, регулирующих деятельность такси. Это ФЗ № 69 "О такси", ФЗ № 259 "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", ФЗ № 54 "Об онлайн-кассах". Действие законов распространяется на таксопарки и на любую компанию-перевозчика.
С 2019 года действуют новые требования:
- Введение административной ответственности для таксопарков (за нарушение законов и требований пассажирских перевозок);
- Новые виды штрафов (осуществление деятельности без лицензии, неправильное оформление авто и др.);
- Новый срок лицензии (5 лет);
- Электронная подача заявления на лицензию (сайт Госуслуг);
- Возможно осуществление пассажирских перевозок между городами и между регионами;
- Новые требования к оформлению автомобиля (наличие опознавательных знаков, которые пассажир сразу увидит, во избежание услуг нелегалов);
- Контроль за деятельностью такси осуществляют региональные органы власти.
Согласно законодательству, таксопарк должен соответствовать следующим требованиям:
- Лицензия (выдается Минтрансом или Департаментом дорожного хозяйства, заявление подается лично или через сайт Госуслуги);
- Договор фрахтования (т.е. соглашение о пассажирской перевозке, пассажир его не подписывает, но фактически соглашается на его условия во время заказа такси);
- Кассовый аппарат (с 2021 г. - необходимо наличие чеков, за работу водителя без онлайн-кассы предусмотрены штрафы);
- Также в законах закреплены требования непосредственно к самим автомобилям:
- Наличие шашечек по бортам машины (они должны быть контрастными, узоры четкими).
- Цвет автомобиля (который установлен в конкретном регионе, единых требований нет);
- Оранжевый фонарь на крыше машины;
- Наличие таксометра (т.е. счетчик, который рассчитает стоимость поездки);
- Прохождение регулярного технического обслуживания и при необходимости ремонта;
- Внутри машины необходимо разместить информацию о водителе.
Также планируется внесение некоторых изменений в выше перечисленные требования. Так, например, срок эксплуатации машины не должен быть более 7 лет, в оснащение будет входить датчик ГЛОНАСС, разрешение на парковку во дворах жилых домов.
Законодательство также не прошло мимо установления требований в отношении водителей. На данный момент существуют лишь 2 критерия, которым они должны соответствовать: стаж водителя не менее трёх лет и медосмотр перед рейсами.
Однако, в настоящее время проводится работа по внесению поправок к уже существующим требованиям, а именно:
- Водителем такси не могут быть лица с судимостью за совершения тяжких преступлений;
- К вождению не будет допускаться лица с иностранными правами (только с российскими);
- Установление рабочего дня - 8 часов в соответствии с трудовым законодательством;
- Обеспечение пассажира страховой выплатой (в случае аварийной ситуации, на водителей будет распространяться страхование гражданской ответственности перевозчика);
- Прохождение экзамена на знание города;
- Ограниченное количество лицензии (30 ед. на 1000 человек);
- Повышение штрафов в 2 раза за езду в неисправном автомобиле, за нарушение ПДД (если пострадал пассажир), за езду на красный свет.
Действующее законодательство, в целом, довольно четко регулирует порядок осуществления деятельности такси, устанавливает достаточно серьезные требования как к самим организациям-перевозчикам, так и к автомобилям и к водителям. Стоит отметить, что поправки, которые должны в скором времени вступить в силу необходимы, чтобы ужесточить требования, предъявляемые, в частности, к водителям во избежание произвола действий, несчастных случаев и обеспечить безопасность пассажиру.
Безусловно, с принятием ряда законов в сфере такси, можно с уверенностью говорить о том, что есть определённые результаты, так как появилось конкретное регулирование данной деятельности, следование сформированным правилам.
Неизвестно, как скоро будут приняты поправки и будет ли они приняты вообще, но они необходимы и то, что над ними проводится работа это уже шаг к изменениям.