Что ждет рынок такси в России?

Что ждет рынок такси в России?
123

Количество агрегаторов на рынке услуг такси сильно выросло. Но из-за отсутствия должного контроля за ними намного чаще стали фиксироваться случаи нападения на пассажиров и аварии с участием такси.

На протяжении нескольких лет мировой рынок такси сильно лихорадит. Например, в Нью-Йорке участились случаи самоубийства таксистов. Основная причина кроется в отсутствии возможности обслуживать свои долги из-за падение доходов. Целая череда судебных процессов разразилась в Лондоне из-за прошлогоднего судебного разбирательства, результатом которого стало официально вынесенное требование к Uber закрепить за водителями такси соответствующие трудовые права. А что в России? Здесь наблюдается то же самое и, можно сказать, что еще в более худшей форме.

Совсем недавно состоялись публичные слушания в Госдуме, касающиеся реформы ОСАГО, на которых была озвучена стоимость полиса автострахования для таксистов. Цифра, а это 60 тыс. руб. в год, шокировала всех. Откуда появилась она и что говорит? А говорит она только о том, что количество аварий с участием такси просто зашкаливает. Осталось выяснить, что происходит на дорогах, и что с этим делать.

В последнее время услуга легкового такси сильно изменилась. И все это из-за внедрения новых технологических решений. Сейчас такси - это микст трех услуг: первая - это непосредственно само такси с соответствующим разрешением, вторая - сервис ride-hailing (что означает «кликни и езжай»), который включает в себя приложения с водителем, как у убер, так и всем знакомый каршеринг, третья - сервис ride-sharing, такой как BlaBlaCar, где вы выступаете попутчиком другого пассажира.

Основная дискуссия крутиться вокруг сервисов ride-hailing, которые представляют собой такси с водителем. На территории РФ - это агрегаторы. Не дает покоя такой вопрос: к кому же они по своей сути ближе, к легковому такси, где необходимо соответствующее лицензирование, или к сервисам ride-hailing, где вмешательство со стороны государства совсем не требуется? И этот вопрос в самом ближайшем будущем разрешится. Самостоятельно будут отвечать сразу два Апелляционных суда: Англии и Уэльса. Причем, от их решений будет зависеть, будем мы иметь последствия в виде скачка аварийных ситуаций на дорогах или нет.

В разных странах проходили судебные разбирательства по поводу водителей ride-hailing-сервисов. Вопрос ставился так: если они извозом зарабатывают себе на жизнь, значит, юридически этот сервис близок к легковому такси. Но если они не зарабатывают себе на жизнь, а только компенсируют расходы на топливо, то их не нужно подводить под государственное регулирование. Если спросить самих водителей ride-hailing-сервисов, то они единогласно подтвердят, что работа, не подкрепленная официальными трудовыми соглашениями, не поддается никакому здравому смыслу. Примером тому являются водители Uber в Великобритании. Им приходится работать по 90 часов в неделю, спать здесь же в своих автомобилях и при этом иметь заработок ниже минимального уровня, установленного в стране.

Не лучше обстоит ситуация и в России. Водители работают по 12 часов 6 дней в неделю (в сумме выходит 72 часа/в неделю). При этом они не имеют больничных, отпусков и других социальных гарантий. Если водитель будет работать 40 часов в неделю, то он ничего не заработает. Благодаря смене графика с «6х12», на «сутки через сутки» удается более эффективно использовать автомобиль. После суточной смены водитель передает транспортное средство напарнику и отправляется отдыхать. После краткого отдыха он снова должен выходить в смену, и так до бесконечности. А в реальности у каждого организма есть физиологический предел, когда накопившаяся усталость влияет на концентрацию внимания и бдительность за рулем. Потеря этих качеств чревата тяжкими ДТП.

После признания ride-hailing сервисами такси резко подскочат цены на поездки. Именно этот аргумент в качестве основополагающего предъявляют те, кто выступает за полное дерегулирование сервиса. Но что же все-таки важнее: безопасность пассажиров вместе с участниками дорожного движения или цена поездки? Конечно же, первое. Нужно что-то делать, чтобы поддержать интересы пользователей, желающих получить недорогой сервис, и тех, что выступают за безопасность дорожного движения. И выход из этого положения есть.

Чтобы решить проблему, нужно разрешение на работу в такси перенаправить с автомобиля на водителя. Сегодняшним днем такое разрешение выдается исключительно на авто. Если взять реестры разрешений 63-х регионов РФ в Excel, то 8 из них поддерживает формат, который не читается автоматизированным способом. Слегка безалаберная выдача разрешений на автомобиль привела к тому, что во-первых, сесть за руль для перевозки пассажиров мог каждый желающий, а во-вторых, появились посредники, которые приобретали разрешение и сдавали свои автомобили в аренду кому ни попадя. Полностью потерялся смысл ведения этих реестров, да и на безопасность движения они никакого влияния не оказывали.

С введением новых правил, касающихся выдачи персональных разрешений на перевозку пассажиров легковым транспортом, исчезнет проблема разделения между такси и сервисом ride-hailing, потому что оба они будут работать с одним субъектом лицензирования - с водителями. Это даст возможность увеличить сегмент городских перевозчиков.

Преимущество такого подхода:

  • Водитель будет выступать в роли лицензиата и субъекта налогообложения. Благодаря этому будет решен вопрос с водителями, работающими в качестве самозанятых.
  • Можно будет автоматизировать и поставить под контроль режим труда и отдыха водителей. Для таких целей можно использовать персональных тахограф.
  • Чтобы исключить из числа водителей тех, кто входит в группу риска, можно будет предъявлять квалификационные требования (дополнительно).
  • Прямой контакт между сервисом и исполнителями заказа поможет устранить посредников, вмешательство которых приводит к снижению уровня заработка в этом сегменте рынка.
  • Появятся новые возможности, такие как страхование водителя, пассажиров и гражданской ответственности в режиме реального времени.

Если будет проведена реформа, это значительно улучшит положение на российском рынке пассажирских перевозок, оптимизирует ситуацию с безопасностью на дорогах и станет поводом введения дополнительных социальных гарантий для водителей, которые лишены этого сейчас и выходят на работу исключительно для того, чтобы заработать себе на еду. Реформа также нивелирует разрыв, который существует между службами такси и сервисами ride-hailing (агрегаторы). При этом сервис ride-sharing, ориентированный на совместные поездки не пострадает. Стоимость поездок незначительно возрастет из-за того, что рынок покинет прослойка посредников. Осталось только уповать на то, чтобы эту идею поддержали депутаты Госдумы.

Смотрите также

Популярные маршруты наших клиентов
Ялта
Ялта
из аэропорта от 1267 ₽
Севастополь
Севастополь
из аэропорта от 1267 ₽
Алушта
Алушта
из аэропорта от 967 ₽
Балаклава
Балаклава
из аэропорта от 1367 ₽
Ай-даниль
Ай-даниль
из аэропорта от 1267 ₽
Мрия резорт СКК
Мрия резорт СКК
из аэропорта от 1767 ₽
Быстрый заказ такси
Просто оставьте заявку. Наши менеджеры составят самый удобный для Вас маршрут, рассчитают его стоимость и перезвонят через 3 минуты.
перезвоните мне